В Японию
великим машинным путем: позитив и негатив мероприятия
Все
началось еще в середине восьмидесятых, наверное, даже
ближе к концу такого феномена, как «перестройка». Моряки
стали привозить из Японии машины. Я хорошо помню, как
увидел первую Короллу. Она просто ехала - не рычала, не
брыкалась, не дергалась, как надломленная колымага, она
просто ехала, как и должна нормальная машина. Вот так
началось мое знакомство с японскими авто.
Привезти
машину из Японии можно только одним путем – морским.
Иных способов доставки мне, по крайней мере, не
известно. За более чем десятилетие машининга трассу уже
освоили до совершенства. Не успеет «Толь» или «Нежданиха»
подойти к причальной стенке в Славянке, как на следующее
утро, заполненные до отказа покупателями, отправляются
обратно в Японию - и так круглый год. Возвращаются они
увешанные новыми машинами, как виноградные гроздья
спелыми ягодами. Зимой, правда, их от наледей
отдалбливать приходится.
Основными
портами, в которых производилась и производится
промышленная закупка японских подержанных автомобилей,
по сей день остаются Тояма, Тоямашинка, Фусики. Тояма
была освоена первой. В светлое время середины
девяностых, когда японцы еще не познакомились со
спецификой русского туризма в сопредельные государства
развитого капитализма, Тояма была просто кладезем
неисчерпаемым. Помимо машин везли все, что можно было
поднять и донести до судна. Я не буду красочно описывать
все шедевры этого «производства», скажу лишь, что стоило
обнаружить стоянку моторных лодок, как за ночь половина
из них просто оставалась без двигателей.
И так
после каждого захода в Японию - по Тояме словно орда
проносилась. В общем, в скором времени это очень сильно
стало напрягать японскую полицию и кислород вольной
бесшабашной жизни русских в Японии перекрыли. В тоямской
полиции даже, по-моему, особый отдел создали по работе с
русскими. На этом введение заканчивается, перейдем к
конкретике.
Итак,
если вас не устраивает ассортимент «Зелёнки» (главный
авторынок Владивостока), в Находку или Уссурийск вы тоже
носа не кажете, а деньги свои никому не доверяете,
значит, для вас путь только один – в Японию самоходом.
Ну что ж, решение принято - пора действовать.
Здесь
есть несколько вариантов. Во-первых, если вы гордый
обладатель паспорта моряка, то покупайте себе билет на
ближайший пароход и три дня в Японии вам обеспечены. Но
есть тут маленький нюанс: покупаем менее пяти машин – на
пароход не садимся. Можно, конечно, договориться и на
три, но если нет хороших знакомых в фирме, все это -
дохлый номер. Второй вариант: открыть визу (деловая для
мужчины на 15 дней встанет где-то в 500-600 долларов,
может, чуть больше, может, чуть меньше) и либо
самолетом, либо пароходом - в Японию.
Если вы
следуете на судне, то всей компанией машинников
руководит старший, сейчас чаще заведует действом старпом
или сам капитан. Они сообщат, как себя надо вести в
Японии, на какие стоянки следует ходить, от посещения
каких стоит воздержаться и прочее. Практически на каждом
судне есть памятка, с которой стоит ознакомиться -
поверьте, количество проблем резко убавится. Старший или
старпом рулят ситуацией, они знают, сколько машин можно
кинуть на пароход, как выйти на японскую полицию, если
вы, не дай Бог, попали, и прочие необходимые в жизни
мелочи. Побеспокойтесь заранее о том, чтобы узнать их
сотовый.
Крайне
полезный совет: если что-то купили, сохраните чек до
отправления. Японская полиция запросто может остановить
на улице, проверить визу или пропуск и попросит показать
содержимое сумок. Не думайте что, сказав «вакаранай»,
избавите себя от навязчивых служителей японского
порядка. В век повального хайтэка такое не пройдет. В
тоямской полиции есть служба переводчиков, с которой в
момент свяжутся, и вам на красивом русском объяснят, в
чем суть да дело, тут уж не отвертишься. И если по
неосторожности вы чек не сохранили, можно и загреметь в
местную кутузку для дознания. Одного товарища на год
посадили, так он 40 килограмм веса потерял; не кормили
его, и много еще чего он там натерпелся. Оно вам надо?
Поэтому не надо брать «что плохо лежит» и «само в руки
идет», это счастья не принесет, а вот черный флаг в раз
обеспечит. Коллектив такой «подарок» с вашей стороны
может и не понять.
Тояма за
последние годы обросла видеокамерами, практически все
просматривается, весь центр на мониторе в полиции,
поэтому не надо играть в игры, лишнее телодвижение
нелегального характера доставит массу ненужных
впечатлений.
По
прибытии в Японию и после прохождения всех формальностей
обладатели паспорта моряка получают пропуск. Раньше
каждый с таким документом получал пропуск. Теперь в
Тояме на одно судно дают только 16 пропусков. И все. В
Ниигате на всех моряков выписывают. Те, кто по визе,
сходят свободно. Если судну дали черный флаг, то
визовики гуляют, остальные около судна бродят. Добрые
японцы могут и на машинах все подвезти, даже просить не
придется.
Следующий
пункт назначения – стоянки. Восьмая дорога, пролегающая
от Тоямы до Тоямашинки, является, в принципе, одной
большой стоянкой, именно там приобретается подавляющая
часть автомобилей. Дорога эта длинная. Кто при деньгах -
нанимает себе транспорт и ездит по стоянкам, остальные,
сбившись в группы обычно по три человека, перемещаются
на велосипедах. По одному, как я помню, не гуляют,
поскольку это не шибко безопасно. Машинники вообще все
друг друга знают и в Японию ходят постоянно одни и те
же. В их коллектив войти не просто.
Стоянки и
общение с продавцом - это еще одна романтическая тема.
Раньше на выбранной машине могли дать прокатиться
немного, сейчас эту практику пресекли на корню. Подошел
к ней, посмотрел, что под капотом, внешний вид заценил,
мотор завел - и хватит. Не надо думать, что кто-то
разрешит посмотреть, что у нее там под днищем и прочее -
никто не даст. Либо бери, либо уходи. Японцев это не
напрягает, поскольку вы не постоянный, а разовый клиент,
а во-вторых, скоро придет новый пароход, так что они в
убытке не останутся. Торговаться торгуются, но меньше
чем наметили, не уступят, торговля вообще для вашей
радости. Были, помню, девушки, которые, вооружившись
мини-юбками и сделав боевой макияж, шли штурмовать
стоянщиков. Думаете, у них что-то получилось?
Ну ладно,
продолжим. Машина вам по нраву пришлась, вы деньги
заплатили. И на этом все. Ее вам пригонят к погрузке и
не раньше. В этот торжественный момент, конечно, много
чего выплыть может, но деньги никто не вернет, раньше
надо было думать. Обычно все прелести на Родине
вылезают. В Японии, напомню, прав на вождение у вас нет,
если только не оформили международные, а значит, на СТО
путь закрыт, да и гиблое это дело, если связей нет.
Стоянки
бывают разные: бывают японские, бывают пакистанские. В
принципе, цены у всех одинаковые, но если по неопытности
влететь не хотите, то к пакам соваться не надо. Они
любят документы левые стряпать, номера перебивать,
машину вовремя не пригонять и прочей фигней страдают.
Любят угнанные авто по бросовым ценам толкать, топляки
подсовывают, спидометры скручивают - в общем, ведут по
полной схеме азиатский свой бизнес. Было несколько
разборок наших с паками, мы остались ни с чем. Других
пример - он нам наука.
Паки в
Японии имеют приоритет перед всеми прочими иностранцами.
Японское правительство дало им зеленый свет для
заселения островов. Упорно ходят слухи, что пакистанская
кровь сможет оживить вымирающую Японию. Правда ли это -
того не ведаю. Но скажу одно: от паков больше проблем,
чем позитива, они еще и япов плохому научили. Короче,
себе дороже, как говорится.
Далее по
программе - аукцион, хотя и там без опыта или знакомого
делать нечего. На аукционе к машине сопроводительный
листок прилагается, на котором цифрами помечено, что с
машиной делали, был ли кузов бит и где, меняли ли мотор
и пр. Если наверняка не знать, где и что написано, то
кот в мешке все равно получается. Во-вторых, на
аукционах сидят бывалые наши люди, которые в Японии
живут и работают на хорошую клиентуру; им на трубу
звонят и говорят, что надо брать. Тем и кормятся, и
семью голодать не заставляют. Есть наши пацаны, которые
на стоянках переводчиками работают, связи налаживают.
Хотя покупка машин - дело давно отработанное и
поделенное. Сейчас можно через Интернет на аукцион выйти
машину купить, но что вы на самом деле получите,
предсказать не берусь.
Машинный
бизнес - дело особое, меньше пяти машин на продажу брать
смысла нет. Бывалые товарищи с наработанной клиентурой
по 60 тачек за раз берут, и это не предел. Если у вас
паспорт моряка, то по одному пропуску больше трех авто
никто вам вывезти не даст. Как же тогда 60? Да просто -
контрактная система, работа не на уровне физических, а
уже юридических лиц. Вот такая арифметика.
Что там
дальше? Цены на авто в трех выше означенных портах
одинаковые. А вот в Ниигате несколько дешевле, там и
отношение к русским немного иное, хотя год от года все
более портится. На севере в Саппоро авто еще дешевле, но
вас там никто не ждет, места знать надо.
Уже
говорилось, что бизнес поделен. Якудза имеют со всех
стояночников оброк. Есть в Тояме и якудзовский магазин
специально под русских туристов, в других городах такого
чуда не припоминаю. Раньше якудзы видные были, сейчас
шантрапа с мошной по колено и сотовым в пурпурном носке
шестерит. Смотришь на это чучело и не знаешь, как
реагировать, то ли пожалеть, то ли сразу.., чтоб не
мучился.
Оформление таможенных документов - тоже не сахар, как
раз тут и может выплыть прошлое вашей новой ласточки,
или, если не на той стоянке купили, таможня вообще рогом
упрется и оформлять не будет, и такое бывало.
Поэтому
не надо думать, что стоянки и аукционы в Японии - это
просто рай, в котором полный ажур и сервис. По мне так
каждый визит в Японию - головная боль и обострение
внимания. На рынках Владивостока вы, по крайней мере, с
продавцом на одном языке говорите, и машину посмотреть
более детально можете. Если все-таки очень надо авто из
первых рук, то закажите его просоленному бывалому
машиннику, и будет вам счастье японское.
|