Если
есть спрос на мини-мини
Российские автолюбители довольно хорошо знакомы с
японскими производителями автомобилей. Наименования «Тойота»,
«Ниссан», «Мазда», «Хонда», «Мицубиси», «Исузу», «Субару»
у всех на слуху, а немало россиян могут даже
похвастаться собственной «японкой». Общеизвестны
достоинства японских автомобилей: компактность,
экономичность, надежность, сравнительная дешевизна.
Японские автомобилестроители славятся своим умением
удовлетворять самые невероятные запросы заказчиков, тем
самым ограничивая доступ на свой внутренний рынок менее
гибким конкурентам из Америки и Европы. Главное —
вовремя обнаруживать и заполнять ниши, образующиеся на
рынке, И если этого по той или иной причине не делают
фирмы-гиганты, в стране всегда найдутся производители,
готовые «закрыть грудью амбразуру», начав венчурное
производство.
Итак,
в Японии в последние годы сформировался достаточно
устойчивый спрос на миниатюрные автомобили, не
загрязняющие окружающей среды. Население страны
неуклонно стареет, и пожилым людям все труднее
добираться пешком до врача, ближайшего продуктового
магазина, а то и до приятеля, проживающего в соседнем
квартале. Мотоцикл или мотороллер — уже не по годам, да
и что будет, если в пути застигнет непогода? К тому же
в тихих жилых кварталах соседи недовольно косятся на
любой новый источник шума и бензинового выхлопа.
Приемлемую альтернативу трескучим двух- и трехколесным
мотоциклам и скутерам предложили небольшие японские
фирмы, сделавшие ставку на миниатюризацию
электромобилей.
В начале
апреля с.г. среди рекламы автомобилестроительных грандов
замелькало для многих непривычное название компании
«Mitsuoka Motors», обосновавшейся в захолустной, по
японским понятиям, префектуре Тояма. Ранее эта
сравнительно небольшая фирма (380 сотрудников, годовой
оборот 3.3 млрл. йен) специализировалась исключительно
на ремоделировании машин: по прихоти заказчика техники
«Мицуока» облекали стандартные шасси и моторы
фантазийными кузовами и капотами, чаще всего
копировавшими ретро-классику мирового
автомобилестроения.
Теперь
«Мицуока» прорекламировала в автомобильных каталогах
принципиально новое средство передвижения -
мини-электромобиль МС-1Т EV. За столь невыразительным
наименованием новой модели кроется поистине удивительная
малютка. Ее габариты — 1.96 метра на 1.16 метра.
Соответственно, пользоваться машиной может всего один
человек. Максимальная скорость - 60 км/час при большом
72-вольтовом аккумуляторе и 45 км/час — при более
скромном 48-вольтовом. Зарядка от домашней электросети в
течение ночи позволяет проделать на этой крохе 30-50 км.
Заявленная цена (в зависимости от емкости аккумулятора)
- от 548 до 678 тысяч иен (4528—5603 доллара США).
В
принципе это не так уж дешево. За такую же цену сейчас в
Японии можно купить обычную микролитражку, забот с
которой, конечно же, будет меньше. Но у
мини-электромобиля есть свои преимущества. По японскому
законодательству, на их владельцев распространяются те
же льготы, что и на мотоциклистов. При покупке
мини-электромобиля не требуется предъявлять справки о
наличии места для парковки, что ощутимо снижает общие
затраты, особенно для жителей густонаселенных городов.
Можно обойтись и без весьма дорогостоящих и обязательных
для обычных автомобилей регулярных государственных
техосмотров. К тому же для владельцев мотоциклов и
электромобилей гораздо ниже уровень страховки и налогов.
Есть и еще одна причина, укрепляющая оптимизм
сотрудников фирмы «Мицуока». Ее проектировщики делают
ставку на будущее. Ведь при определенных
усовершенствованиях уже в ближайшие годы можно будет
улучшить технические показатели электромобиля при
снижении его себестоимости. К установке более низких цен
подтолкнет и конкуренция на рынке. А конкурент у «Мицуока»
уже появился.
Нынешней
весной свой вариант мини-электромобиля предложила фирма
«Takeoka Auto Craft» из той же префектуры Тояма на
побережье Японского моря. По своим масштабам компания «Такэока»
значительно уступает «Мицуока» — у нее всего 10
работников и годовой оборот едва превышает 200 млн. иен.
Зато у «Такэока» накоплено больше опыта в работе с
электромобилями. В прошлом году она уже продала около
100 машин своей первой модели, передвигающихся со
скоростью 30 км/час. В марте с.г. «Такэока» выкатила на
демонстрационную площадку улучшенный, рассчитанный на 1
человека вариант. Его габариты чуть менее миниатюрны,
чем у МС-1Т EV: длина — 2.15 м. а ширина 1,14 м. Да и
цена повыше - 686 тысяч иен. Электромобиль может на
одной заправке проехать 50 км со скоростью 60 км/час. Но
зато аккумулятор у него менее объемный, что позволяет
снизить вес электромобиля и удешевляет эксплуатационные
расходы. Есть и еще одно важное преимущество. Если у
мини-электромобиля фирмы «Мицуока» есть крыша, но
отсутствуют боковые панели, то конструкторы «Такэоки»
сделали больший упор па безопасность и комфортабельность
машины: их модель снабжена боковыми дверьми, способными
защитить ездока от грязи и дождя.
Уже за
первые месяцы конкурирующие фирмы получили по несколько
десятков заказов. (Надо сказать, что ни та, ни другая
компания не намерена пока ставить свои модели на поток и
ограничивается выполнением заказов, на что уходит 1,5-2
месяца). Как и ожидалось, среди заказчиков лидируют
пенсионеры, инвалиды, развозчики пиццы и другой еды на
дом, а также врачи и священники, ежедневно объезжающие
больных и паству па своих участках. Штурмовать
зарубежные рынки ни «Мицуока», ни «Такэока» пока не
готовы, хотя последняя может уже похвастаться первым
заказом из ФРГ, где хотели бы познакомиться с японской
новинкой.
А.
Михайлов
Источник: журнал
"Япония сегодня", 1999
г. |