Где же
припарковаться?
Немногие
страны могут сравниться с Японией по уровню
автомобилизации. Сейчас в стране находится в
эксплуатации около 60 млн.единиц автотранспорта. Это в
среднем одна машина на каждых двух жителей.
Что
происходит в крупных городах, когда служащие по утрам
направляются к центру, в свои офисы, словами описать
трудно. Огромные, растянувшиеся на километры пробки,
мокрые от пота полицейские, пытающиеся как-то растащить
стада автомобилей на перекрестках, марево выхлопных
газов, окутывающее целые районы. Но это лишь полбеды,
так как происходит только в часы пик. Хуже другое. В
любое время суток приходится немало поломать голову над
тем, где же в городе припарковаться.
Поставить
машину у тротуара рядом с конторой, магазином,
кинотеатром, жилым домом чаще всего не удается. Улицы
японских городов столь узки, что любой припаркованный у
бровки транспорт может парализовать движение. Чаше всего
в таких районах мостовая вдоль тротуара или поребрик
размечены сплошной белой полосой: стоянка запрещена. Но
и там, где этого ограничения нет, оставлять надолго
машину не рекомендуется.
Более
широкие магистрали - тоже не лучшее место припарковать
машину на несколько часов. Вдоль таких транспортных
артерий очень часто устанавливают счетчики-парко-метры.
Бросил несколько монет в счетчик и можешь не волноваться
о машине минут сорок. Но едва стрелка паркометра
подойдет к нулю, присматривающий за ним пенсионер или
хозяин расположенного рядом магазинчика может вызвать
полицейский тягач, который отбуксирует машину на
штрафную площадку.
Не
дремлет и сама полиция. Вокруг квартала постоянно
крутится миниатюрная полицейская машина с двумя
девушками в униформе. Одна сидит за рулем, другая
длинным стеком с укрепленным на нем мелком, даже не
выходя из машины, ставит у колес припаркованных
автомобилей метку с указанием точного времени. Минут
через десять, в очередной раз объехав квартал,
полицейские возвращаются. Если помеченная машина все еще
стоит на месте, тут же по радио вызывается тягач и ее
уволакивают. На асфальте остается только надпись мелом,
куда обращаться за пропажей. Машину, конечно, вернут,
но с очень чувствительным штрафом.
Поэтому
японцам, вынужденным по каким-то делам заезжать днем в
центральные районы города, прежде всего приходится
искать платную стоянку. В общем-то, их немало. Как
наземных, так и подземных. Но и в том и в другом случае
недешевых. Особой популярностью пользуются стоянки при
больших универмагах. Если сделаешь какую-то покупку в
универмаге, даже пустяшную, предъявленный чек может
освободить от платы за парковку.
Содержание
городских автостоянок — довольно прибыльное дело,
Казалось бы, чего проще. Заасфальтировал участок земли,
установил будку для кассира — и собирай деньги. Идея
столь простого бизнеса была настолько популярной и
притягательной, что многие крестьяне, имевшие земельные
наделы в пригороде, бетонировали свои рисовые поля или
овощные плантации, превращая их в автостоянки, способные
приносить доход круглый год. Но в городах отыскать
пустошь под автопарковку практически невозможно.
«Ничейной» земли в городе нет, а стоимость квадратного
метра столь высока, что земельный налог может съесть всю
запланированную прибыль от стоянки.
Приходится выкручиваться. Кто-то устраивает платную
парковку на крыше здания, другие осушают отрезок реки,
чтобы на дне старого русла разместить гаражные боксы.
Обычная картина: хозяин ставит на ночь свою машину
внутрь дома на первом этаже, Чаще всего автомобиль не
помещается в маленькой комнате, поэтому из-за
приоткрытых застекленных дверей торчит либо капот, либо
багажник.
Автомобили
держат ночью на продуваемых ветрами и промываемых
насквозь дождями стальных многоярусных этажерках или на
вертикальных стоянках, напоминающих колесо обозрения.
При этом горожане бешено завидуют селянам. У тех шансов
пристроить свой личный транспорт под навес много больше.
Однако чаще всего машине приходится все-таки дневать и
ночевать на улице, под открытым небом. Это явно
укорачивает век жизни японских автомобилей, что следует
иметь в виду россиянам, польстившимся на подержанную,
хотя внешне и сохранившую лоск «японку».
М.
Азов
Источник: журнал
"Япония сегодня", 1995
г. |